Но, позвольте мне, ради экономии времени, сейчас их не перечислять эти проблемы — они известны всем экспертам в этой сфере.
По информации, размещенной на сайте www.tazabek.kg Кыргызстан и Таджикистан подписали совместное решение внести на заседание Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вопрос строительства железной дороги Россия—Казахстан—Кыргызстан—Таджикистан. Об этом 27 мая, на пресс-конференции сказал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
То есть, теперь, по задумке правительств Киргизии и Таджикистана, ОДКБ должна заняться строительством железных дорог. Наверное, чтобы показать, что ОДКБ — активная организация и она может заняться, помимо основных вопросов, определенных её мандатом, еще и этими вопросами.
Правда, меня немного удивляет это. ОДКБ создавалась и существует не для этого. Я не представляю себе, чтобы НАТО начало инициировать строительство железной дороги. Ну, не получается у меня это представить. Хотя, мне на это могут возразить, что железные дороги всегда имели военно-стратегическое значение и т.д. Но все равно — мне непонятно, зачем этот проект реализовывать под зонтиком ОДКБ.
Хотя, можно понять тех, кто инициировал этот проект именно под ОДКБ. ШОС? Но там — китайцы и Россия не пойдет на это. Таможенный союз — но там пока еще нет Киргизии и Таджикистана. Евразийский Союз — до него еще далеко. Так что, резоны Киргизии и Таджикистана понятны.
Но меня другое интересует. Будет строиться железная дорога: Россия-Казахстан-Киргизия-Таджикистан. И представим себе даже, что она построена. И что? Она упрется во внутриконтинентальный тупик, под названием Таджикистан. Куда пойдет эта дорога? Как заявляет президент Киргизии — в сторону Персидского залива. Но как?! Через Кундуз?! Просто дух захватывает от такой географии.
Целая группа экспертов (как российских, так и киргизских и таджикских) давно проталкивают эту идею. При этом, по их задумке, главная задача этого проекта — построив железную дорогу из северной Киргизии в южную и далее в Таджикистан, обеспечить условия для развития экономики Киргизии, через разработку ряда месторождений металлов. Резон для Киргизии и Таджикистана в этом есть.
Но какой интерес у России? Я плохо себе представляю российских бизнесменов (в частности из Сибири или Урала), которые решив экспортировать свои товары в порты Персидского залива, повезли бы их через Тянь-Шань и Памир, когда есть уже реальные транспортные коридоры через Узбекистан или Туркмению.
Я не знаю, когда ОДКБ расширила свой мандат и станет ли заниматься проблемами социально-экономического развития стран-членов организации. Но, наверное, правительства Киргизии и Таджикистана, в отличие от меня, больше информированы в этих вопросах.