Узбекистан, Ташкент, 12news.uz  — В 1973 году студия DEFA (ГДР) сняла первую часть дилогии о мужественном вожде племени апачи Ульзане. Часть съемок прошла в колхозе им. А. Навои Ургутского района, главную роль в фильме исполнил легендарный индеец — югославский и немецкий актер Гойко МИТИЧ.
Я встретилась с ним недавно – в Калужской области Российской Федерации, в культурно-образовательном центре «ЭТНОМИР», на традиционном Международном фестивале коренных народов Северной Америки «ТИПИФЕСТ- 2015″. Примечательно, что наша первая встреча с кумиром миллионов состоялась в ресторане «Чайхана», где актер отдал предпочтение узбекской кухне.
— Да, в Узбекистане мы снимали «Апачи» — с ностальгией вспомнил те времена Гойко Митич. — Помню, как аксакалы в летний зной сидели в чапанах и пили обжигающе горячий зеленый чай из пиал. Они и меня научили это делать. Помню огромные арбузы, сложенные целыми пирамидами, они запросто продавались на каждой улице. Помню, как седовласый старец сделал строгое замечание моему партнеру по фильму, ходившему в шортах: мол, так поступать нельзя, на вас же смотрят женщины, поэтому одевайтесь скромнее. Кстати, о скромности. Под Самаркандом была оборудована мексиканская пустыня Чиуауа, а в индейской массовке участвовали местные мужчины из колхоза им. А. Навои, которых с большим трудом уговорили раздеться по пояс. Мы потом их еле угомонили: они так хохотали друг над другом!
— Правда, что все в Вашей судьбе решил случай?
— Это действительно так. В 1964 году я был студентом Белградского университета, учился на физкультурном отделении. А из ГДР приехала съемочная группа — выбирать натуру для нового фильма «Сыновья Большой Медведицы». Искали и актеров. В тот день я как раз собрался идти кататься на лыжах: уже оделся, подошел к двери. И тут раздался телефонный звонок. Несколько мгновений я раздумывал: возвращаться или нет? Потом все-таки взял трубку. Это оказалась секретарша югославской киностудии. Она уговорила прийти на кинопробы. С этого дня начался мой путь в мир большого кино. Хотя к этому времени я уже снялся дублером в паре фильмов и слыл неплохим наездником. За первой главной ролью последовала вторая – в 1966-м я появился на экранах в фильме Конрада Петцольда «Чингачгук – Большой Змей», в 1968-м – в картине Готфрида Кольдица «След Сокола». Я так «сроднился» со студией «Дефа», что даже переехал в Германию, где живу до сих пор.
— Все дубли на съемочной площадке Вы всегда делали сами?
— Вы можете не поверить, но за всю жизнь я не получил ни одной серьезной травмы. Исполнил сотни самых невероятных трюков, а у меня не было ни переломов, ни вывихов. А самым сложным трюком для меня оказалось… курение трубки мира. Ведь до этого я никогда не курил!
— Чем Вы сегодня занимаетесь?
— С 1975 года работаю в театре. Из последних театральных работ — индеец в спектакле «Полет над гнездом кукушки», роль в мюзикле «Алекс Сорбас». С середины 80-х годов и до сих пор играю роль Виннету на ежегодном театрализованном фестивале Карла Мая в Бад-Загеберге под Гамбургом. В настоящее время снимаюсь в немецком сериале для детей «Винетту» по романам Карла Мая. По возрасту играю, конечно, уже не Винетту, а его отца. Это будет три фильма.
— За столько лет Вы наверняка уже успели стать своим для настоящих индейцев? Как восприняли Ваше творчество представители этого народа?

— В самом начале съемок индейской саги у меня была встреча с индейцами. Мы сказали, что в Европе о них снимаются фильмы. Они не могли поверить, что такое возможно, а когда увидели картины сами, дали им высшую оценку: «Да, это наша история». Когда не так давно я посетил индейцев из племени дуанов недалеко от Сиэтла (США), то в аэропорту наш вертолет встретили боем барабанов и песнями. Меня обнял вождь племени и сказал, что рад встретить брата, который создал такие правдивые образы их предков. В один из вечеров возле костра старый вождь попросил закрыть глаза, сосредоточиться и представить себе, что я — животное. При этом нельзя было диктовать своему подсознанию образ, все должно произойти само собой. Я увидел себя… волком. После того, как рассказал об этом вождю, он дал мне это имя. Так что теперь я уже не киношный, а самый настоящий индеец. Мне доводилось встречаться с настоящими индейцами дважды. Очень жалко, что их культура уничтожена, и никто не сможет это восстановить — это уже история, а историю пишет победитель…
— Вы — актер с мировым именем, на фильмах которого выросло не одно поколение благодарных зрителей. А какие фильмы любите смотреть сами?

— В основном те, что несут добрый, психологически эмоциональный посыл, когда после их просмотра в сердце остается теплое чувство, и оно не покидает еще долго-долго. К сожалению, современный кинематограф делает ставку совсем на другие картины, в приоритете избитый сюжет – как на Землю прилетают инопланетяне и пытаются нас уничтожить. Да, там крепкие сценарии, захватывающие сюжеты, современная компьютерная графика. Но в них нет души.
— А что такое жизнь в понимании Гойко?

— Как говорят индейцы, жизнь – это вспышка светлячка в ночи, дыхание буйвола зимним утром, тень, которая скользит по утренней траве и исчезает на восходе солнца.
— Может ли один человек что-либо изменить в этом мире?
— Может. Да, не все из нас политики и обладают достаточной властью, но каждый сам, на своем месте, может сделать многое. Поддерживать добрые отношения с соседями, не унижать людей, деля их на национальности и сословия, уважительно относиться ко всем без исключения. Североамериканские индейцы считают, что «тот, кто чужую жизнь не воспринимает как свою собственную – становится убийцей. Человек иногда думает, что он властелин и правитель. Это не так. Мы всего лишь часть общего, наша задача – сохранить землю, а не уничтожить ее. У человека есть ответственность, а не власть, поэтому надо думать о каждом своем решении. Наша обязанность состоит в том, чтобы оставить еще не рожденным потомкам мир не хуже, чем он достался нам».
— Какое пожелание Вы хотели бы передать читателям «Самаркандского вестника»?
— От всего сердца желаю всем доброго здоровья, веры в себя и в свои собственные силы, успеха на жизненном пути, благополучия и мирного неба над головой. Если все получится, то, возможно, уже в будущем году я смогу вновь побывать в Узбекистане, пройтись по местам съемок, вновь выпить горячий зеленый чай. Очень хотел бы найти тех, кто снимался тогда вместе со мной – «индейцев» из бывшего колхоза им. А. Навои. Надеюсь, что они откликнутся. Так что мы еще обязательно встретимся!

 

LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
×
LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
Latest Posts
Adblock
detector