Читайте свежие новости про коронавирус на сайте коронавирус-онлайн.рф */?>

Ташкент, Узбекистан, 12news.uz — В связи с этой юбилейной датой, газета «Чирчик» предлагает вспомнить своим читателям с чего и как все начиналось, вернуться на несколько десятилетий назад, когда в долине реки Чирчик еще не было ни города, ни крупных промышленных предприятий, ни гидроэлектростанций. Только несколько разрозненных поселков и обширные болота….

В 1923 году к верховьям Чирчика прибыла научная экспедиция во главе с членом Государственной комиссии по Электрификации России (ГОЭЛРО) академиком И. Г. Александровым с правительственным заданием — исследовать гидроресурсы реки Чирчик. В 1926 году по результатам исследований было представлено замечание: река Чирчик обладает большими ресурсами и на ней можно построить каскад гидроэлектростанций.

Одним из первых, кому пришла идея использования энергии Чирчика для производства минеральных удобрений, был Константин Алексеевич Дреннов. Он родился в 1891 году в Туркестане и вся его трудовая и научная деятельность были связаны со Средней Азией. В 1926 году вышла книга К. А. Дреннова «План электрификации Узбекистана и Таджикистана». Это была первая крупная работа по электрификации Средней Азии. Второй крупной работой К. А. Дреннова был проект «Проблемы развития азотной промышленности для сельского хозяйства Узбекистана». Константин Алексеевич явился инициатором и активным участником исследований и проектирования крупнейшего в те годы не только в Советском Союзе, но и во всем мире азотно-тукового комбината.

28 апреля 1932 года был утвержден план строительства двухступенчатой гидроэлектростанции и завода по производству минеральных удобрений — аммиачной селитры, а для их сооружения образовать Государственное управление Чирчикстрой по типу крупнейших в стране строек Магнитогорска и Кузнецка с непосредственным его подчинением коллегии Народного Комиссариата тяжелой промышленности.

К маю 1932 года специальной комиссией были определены главные объекты строительства и их расположение:

— у обрыва Яманджар и селений Барраж и Газалкент головное сооружение, состоящее из плотины и водоприемника с отстойником;

— гидроэлектростанция у селения Паргос;

— гидроэлектростанция у селения Киргиз-Кулак;

— двухуровневый деривационный канал, подающий под напором воду от головного сооружения к гидротурбинам ГЭС и далее в старые оросительные каналы Чирчикской долины;

— азотно-туковый комбинат на правом берегу канала Бозсу юго-западнее селения Ниязбек.

Проектная мощность ГЭС №1 (Комсомольской) в 88 мегаватт в 3.1 раз превышала суммарную мощность всех электростанций Узбекистана, а проектная мощность Таваксайской ГЭС составляла 73.6 мегаватт.

Уникальным для своего времени должно было стать и головное сооружение, плотина которого имеет длину 200 метров и высоту 12 метров, а в одном из крупнейших на то время шестикамерном отстойнике должны были осаживаться и возвращаться в русло реки крупные и мелкие наносы, предотвращая заиление сооружений нижележащих ГЭС. С водосбросом плотины был совмещен мост, который свяжет оба берега Чирчика и ликвидирует потребность в паромной переправе. Через двадцать с лишним лет через этот мост пройдет железная дорога к месту строительства Чарвакской ГЭС.

Длина одетого в бетон деривационного канала составляет 27 километров при ширине 35 метров и глубине 6.5 метра. По трассе канала необходимо было построить свыше 20 искусственных сооружений для пропуска вод пересекающих его небольших речек-саев.

Осуществление планов работ на Чирчике в те годы было грандиозной задачей: по объему земляных и бетонных работ строительство превосходило Днепрострой, Беломорстрой и Кузнецкстрой, а район строительства находился далеко от центров снабжения стройматериалами, механизмами и квалифицированной рабочей силой. Кроме того, Чирчикский электрохимкомбинат (ЧЭХК), в отличие от всех азотных заводов страны, должен был производить азотные удобрения на основе добычи водорода методом электролиза воды. СССР не имел в ту пору опыта подобного производства, поэтому, для предварительной проверки новых технологий, было решено построить в этом же районе опытный завод, первым главным инженером которого был назначен К. А. Дреннов.

Начальником созданного управления Чирчикстрой был назначен Дав Петрович Розит, его заместителем по химической части и главным инженером — Ступников, главным инженером по строительству электростанций — С. П. Вершинин. По информации из другого источника главным инженером Чирчикстроя был назначен упомянутый выше К. А. Дреннов, который в последующий период работал заместителем главного инженера по химической части.

Первоочередные задачи перед чирчикстроевцами стояли такие: сдать 45 км шоссейной дороги, 50 км железной дороги, построить жилье для 8000 рабочих, ввести в действие ряд подсобных предприятий — деревообделочный, кирпичный и камышитовый заводы, авторемонтные мастерские, построить склады и подвести к ним подъездные пути, создать крепкую продовольственную базу, усилить автомобильный и гужевой транспорт, закончить изыскательские работы по всем объектам.

С самого начала стройка на Чирчике вошла в разряд всенародных и в июне 1932 года сюда со всех концов страны стали прибывать строители.

К седьмому ноября был построен первый барак-общежитие, названный комсомольским, строился он в свободное от работы время. В трех его секциях жили 56 парней и 35 девушек. В средней комнате устроили читальный зал. Барак стал штаб-квартирой и любимым местом отдыха молодежи. Поселок Киргиз-Кулак переименовали в Комсомольский, имя Комсомольская получила и строящаяся здесь ГЭС.

На Чирчикстрое и Заводстрое (так было названо строительство азотно-тукового комбината) работали не только комсомольцы. К земляным работам неоднократно привлекалось и сельское население всех окрестных колхозов. В отдельные периоды численность колхозников на стройке доходила до 2,5 тысяч человек и многие из них переместили тысячи тонн грунта из котлованов и будущих каналов в мешках на своих плечах, т.к. тачек и носилок на всех не хватало.

Картина начала работ, подобная Киргиз-Кулаку, наблюдалась и в районе строительства головного сооружения. Когда сюда прибыли первые рабочие, перед их взором предстал болотистый, покрытый осокой берег Чирчика и стаи диких уток над рекой. Главные силы строителей были направлены на прокладку обводного канала, предназначенного для полного отвода вод Чирчика от намеченного места возведения плотины головного сооружения. Для вывозки грунта при прокладке обводного канала потребовались паровозы. А они находились на противоположном (правом) берегу Чирчика. Механик Чирчикстроя Иван Чернышев организовал переправу паровозов на пароме.

Руководство строительством плотины головного узла было поручено женщине — герою Днепростроя Шуламис Зильберштейн. Впоследствии на эту должность был назначен А. С. Вавилов. В июне 1934 г. управление Чирчикстрой было реорганизовано в Государственный союзный строительно-монтажный трест Чирчикстрой.

15 сентября того же года на станцию Чирчикстрой (сейчас станция Чирчик) прибыл первый поезд из Ташкента, доставивший лесоматериалы и кирпич с Ялангачского кирпичного завода. Встречать поезд пришли многие чирчикстроевцы, а здание станции и паровоз были в праздничном убранстве.

6 марта (по другим источникам 14 мая) 1935 г. у Газалкента произошло первое знаменательное событие — было перекрыто старое русло бурного Чирчика и река потекла по построенному обводному каналу, освободив место под постройку плотины головного узла. В июле 1935 г. на стройку из 120-тидневной командировки возвратился Иннокентий Иванович Кандалов, ознакомившийся с опытом проектирования и строительства известных гидросооружений в Западной Европе и США. Лучшее из увиденного им было внедрено на Чирчикстрое. Впервые на Чирчикстрое были применены гидротранспорт для перемещения грунта, металлическая опалубка при бетонировании откосов каналов, шиповые катки для уплотнения лессовых дамб, передвижные леса для бетонирования акведуков, тонкомолотые добавки в бетон для экономии цемента, поточно-скоростной метод строительства однотипных домов, литая штукатурка потолка с использованием местного строительного материала «чии» и многое другое.

В том же году начались работы по отрывке котлована под ГЭС №1 (Комсомольской ГЭС). Необходимо было вынуть 4.4 млн. кубометров грунта и уложить 0.2 млн. кубометров бетона и железобетона.

Строителям дороги еще предстояло построить мост через водосброс в Чирчик от начала нижнего деривационного канала (канала Зах) и продлить железнодорожный путь до селения Барраж:

7 ноября 1935 г. началось возведение плотины головного сооружения, а в начале 1936 г. на Чирчикстрой была направлена большая группа инженеров во главе с опытным гидротехником Ф. Г. Логиновым.

31 августа 1936 г. на построенном опытном электрохимическом заводе начали отрабатывать технологии, которые предполагалось внедрить на электрохимкомбинате.

17 ноября 1936 г. на торжественном митинге с участием руководства Узбекской ССР, в котлован под будущую Комсомольскую ГЭС был заложен первый кубометр бетона.

Волна политических репрессий 30-х годов докатилась и до Чирчикстроя. В январе 1937 года был арестован Д. П. Розит, а через некоторое время К. А. Дреннов. 14 марта 1938 года на страницах газеты «Стахановец «Чирчикстроя» было опубликовано: «… предатели Родины — Икрамов, Ходжаев, Розит приложили свою грязную лапу и к строительству «Чирчикстроя». Своими вредительскими действиями они затягивали сроки окончания стройки, разбрасывали на ветер государственные средства и выживали честных людей со стройки. Вместе с тем они засоряли стройку чуждыми людьми, бандитами всех мастей. Мы, коллектив «Чирчикстроя», единодушно приветствуем вынесенный приговор Верховного суда об уничтожении этой подлой шайки бандитов-наймитов фашизма». Розита расстреляли, а Дреннов из тюрьмы написал не одно письмо Молотову, пытаясь восстановить свое и Розита честное имя. Умерший в 1941 г. в тюрьме Константин Алексеевич был посмертно реабилитирован в 1957 году.

После ликвидации «вредителя» Розита руководство Чирчикстроем в ноябре 1937 г. было возложено на Ф. Г. Логинова. Федор Георгиевич родился в 1900 году в крестьянской семье. Работать начал с одиннадцати лет. Свидетельством большого личного вклада Логинова как высококвалифицированного инженера и организатора производства на объектах Чирчикстроя явилось то, что построенной в Киргиз-Кулаке Комсомольской ГЭС было присвоено его имя. В последствии в начале 50-х годов Ф. Г. Логинов являлся одним из организаторов строительства Сталинградской ГЭС, в конце 1954 года он назначается министром строительства электростанций, а после реорганизации управления промышленностью и строительством в 1957 году — первым заместителем министра электростанций.

Несмотря на объективные и субъективные отрицательные факторы стройка на Чирчике продолжалась с возрастающими темпами. В 28 декабря 1936 г. дала первый ток Чирчикская тепловая электростанция. В 1937 г. вступил в строй гравийный завод, началась выемка грунта из котлована Таваксайской ГЭС и строительство здания Комсомольской ГЭС.

Рядом со строящейся Тавакской ГЭС появился новый рабочий поселок Таваксай с прямыми улицами, добротными домами, водопроводом, столовой, школой и клубом. Этот поселок охватил старое селение Паргос.

Новый рабочий поселок Газалкент возник у головного сооружения на прежней болотистой местности, в поселке построили много жилых домов, посадили деревья, построили школу-десятилетку, магазин, поликлинику, баню и много жилых домов.

Параллельно со строительством гидротехнических объектов с некото-рым и еще большим отставанием осуществлялась крупномасштабная работа и на Заводстрое. Строительство комбината по первоначальным планам должно было завершиться в 1936 году, однако по ряду причин и оно затянулось. Во-первых, стройка была начата без окончательно разработанного техпроекта, долгое отсутствие которого не позволяло развернуть строительные работы в полном объеме. Во-вторых, ощущалась нехватка механизмов и квалифицированных рабочих кадров. В-третьих, некоторые союзные наркоматы и их главки недооценивали народнохозяйственное значение Чирчикстроя.

В приказе под новый 1940 год говорилось, что прошедший год прошел на Заводстрое под лозунгом ликвидации разрыва в строительстве завода от строительства гидростанций и выполнения приказа наркома химической промышленности. 9 января в газете «Правда Востока» говорилось: «Что значит пустить первую очередь Чирчикского комбината? Это значит установить две турбины на Комсомольской ГЭС, закончить сооружение Головного узла, линии электропередачи с Комсомольской станции на завод и произвести монтаж соответствующего технологического оборудования. Короче говоря, это значит, что надо освоить в течение 1940 года 160000000 рублей. Такова боевая программа». В соответствии с откорректированными планами первая очередь Чирчикского электрохимического комбината должна была запущена 6 сентября 1940 года.

В начале 1940 г. Чирчикстрой пополнился новыми руководящими кадрами: А. Н. Аскоченским, А. А. Саркисовым, И. Я. Каминским и А. В. Троицким и др.

7 августа 1940 г. были подняты щиты Головного узла и очищенная чирчикская вода пошла в деривационный канал. Прибывший в Чирчик в качестве инспектора Наркомэлектро известный советский энергетик, академик Генрих Осипович Графтио и члены Государственный пусковой комиссии высоко оценили гидротехнические сооружения Чирчикстроя.

30 сентября 1940 года были закончены испытательные работы на первой очереди Комсомольской ГЭС, а на следующий день она дала первый ток производству (Д. П. Розит призывал осуществить это тремя годами раньше).

Неуклонно осуществлялась и отладка производственных процессов на химкомбинате. 15 октября был получен первый промышленный продукт — азот, 23 октября — водород и кислород, а 10 декабря отгружена первая партия высококачественных минеральных удобрений.

С хорошим трудовым настроем начали чирчикстроевцы 1941 год. Предстояло достроить и сдать в эксплуатацию первую очередь Тавакской ГЭС, в короткий срок закончить сооружение второй очереди химкомбината. Хорошо продвигались дела на всех участках великой стройки. За девять лет своей деятельности Чирчикстрой набрал силы и прочно занял место среди передовых в электропромышленности страны.

«На протяжении десятилетий, прошедших с того времени, в городе произошли широкомасштабные изменения, свои коррективы в которые внесла и Вторая мировая война и послевоенные годы и годы распада союзного государства. Но, несмотря ни на что, жители нашего славного города, продолжая дела и начинания своих отцов и дедов из года в год продолжали дальнейшее строительство и работы по благоустройству нашего общего дома — Чирчика. Во многих чирчикских семьях и сегодня свято хранятся воспоминания о том, с чего начинался Чирчик, фотографии первых улиц и первостроителей города, и мы предлагаем поделиться этими историческими фактами с читателями нашей газеты», — заключается в сообщении городской газеты «Чирчик».

 

LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
×
LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
Latest Posts
Adblock
detector