Читайте свежие новости про коронавирус на сайте коронавирус-онлайн.рф */?>

Водники Центральной Азии завершили работу над проектом «Обзор перспектив зелёного развития в рамках третьей Программы действий в бассейне Аральского моря». Это первый региональный проект «зелёного роста», направленный на достижение водной безопасности.

Шаги к зелёному развитию

 

В рамках проекта были проанализированы проблемы управления водой на межгосударственном, национальном и местном уровнях, рассмотрены перспективы. Обзор был представлен в Глобальный институт зелёного развития, который создан в 2012 году в Корее восемнадцатью международными организациями.

 

Корея признана одним из пионеров зелёного развития. За 20 лет здесь создана экономика, позволившая увеличить валовой национальный доход на человека от полутора тысяч долларов до 20 тысяч долларов в год без ущерба для окружающей среды. Поэтому международное сообщество выбрало эту страну для размещения в ней Глобального института для распространения опыта зелёной экономики. Первые шаги, которые делаются по инициативе института, – подготовка обзоров современной ситуации в разных частях мира. Было предложено подготовить такой аналитический обзор и странам Центральной Азии. При участии Глобального водного партнёрства была собрана группа экспертов.

 

– Мы подготовили обзорный доклад о существующей ситуации, в основном, в водном секторе, – говорит координатор сети ГВП Центральной Азии и Кавказа Вадим Соколов. – Экономика в значительной мере зависит от воды. Проблемы управления водой существуют на разных уровнях – трансграничном, национальном, региональном, местном. Мы показали проблемы, связанные с её продуктивностью, безопасностью, изменением климата, экологией, стихийными бедствиями. Мы назвали направления для внедрения элементов зелёной экономики.

 

В водном секторе – это, прежде всего, водосбережение и водосберегающие технологии, продуктивность различных видов воды. Не менее важно управление возвратными водами, их повторное использование. В обзоре также сделан акцент на управление стихийными рисками и интегрированном управлении водными ресурсами.

 

Очевидно, что предложения водников, подытожившие обзор, были адекватно оценены корейскими специалистами в Глобальном институте. На днях в Ташкенте побывала группа корейских учёных. С водниками Узбекистана рассматривалась возможность выполнения трёх проектов: двух региональных и одного национального, в связи с чем подписан двусторонний меморандум о взаимопонимании. Минсельводхоз, в частности, высказал предложение о создании информационной системы по водно-земельным ресурсам.

 

Сейчас в Узбекистане и других странах Центральной Азии существует система сбора информации с мест на бумажных носителях. Перспективна электронная, безбумажная. Партнёры готовы привлечь к этому региональному проекту ряд корейских компаний, имеющих опыт создания подобных отраслевых систем. Также коллеги из Кореи, поддерживая проект, привлекут доноров, продемонстрируют, как внедрять такие системы и работать с ними. Очевидно, это станет прорывом в сборе и обмене информацией по водно-земельным ресурсам в Центральной Азии.

 

На международном уровне сложилось несколько структур, способствующих распространению информации по водной проблематике. Одна из них – Глобальное водное партнёрство. Эта международная сеть создана по инициативе Всемирного банка, нацелена на пропаганду принципов интегрированного управления водными ресурсами, одобренных на конференции ООН в Дублине 1992 году.

 

ИУВР означает, что все виды воды должны управляться в единстве. И так – от трансграничных бассейнов до фермера. Сейчас сеть Глобального водного партнёрства состоит из 108 стран. Штаб-квартира находится в Стокгольме. Охвачены тринадцать регионов мира. С 2002 года вошли в сеть Центральная Азия и Кавказ. В 2010 году создана русскоязычная сеть бассейновых водных организаций, в которой одиннадцать стран, в том числе и Центральной Азии.

 

В сентябре 2013 года в Корее состоится международный форум по воде, в котором примут участие представители различных водных организаций. Один из главных вопросов – развитие идей зелёного роста и вода.

Почему «зелёный» лучше «коричневого»

 

Эти два цвета принято использовать, чтобы обозначить влияние экономики на природные ресурсы. Коричневый – это дым и копоть, выбрасываемые в атмосферу, грязные стоки в реки и водоёмы, уничтожение биоразнообразия. Зелёный означает развитие без нагрузки на природные условия.

 

Этому способствуют возобновляемые источники энергии, энергоэффективные виды отопления и освещения зданий, чистый транспорт, сокращение отходов и их утилизация, прогрессивное управление земельными ресурсами. Среди направлений зелёного развития одно из важнейших – совершенствование управления водными ресурсами. От воды зависит всё – человеческая жизнь, экономическая и экологическая безопасность. «Она – ценнейший природный ресурс, управлять которым становится всё сложнее», – утверждают водники.

 

Почему так? Требования на воду выше. Климат меняется, население увеличивается, увеличиваются запросы промышленности и сельского хозяйства. Центральная Азия уже пережила этап, когда вся вода шла на развитие, мелели реки и высыхали водоёмы. Поэтому близок и понятен лозунг, провозглашённый в 2010 году Всемирным водным советом: «Не может быть развития без воды, но не вся вода может идти на развитие!»

 

Лозунг хорош, но выполнить его непросто.

 

Система управления водными ресурсами сложилась в восьмидесятые годы XX века, когда были созданы бассейновые водохозяйственные объединения «Амударья» и «Сырдарья» в пределах одной страны. С начала девяностых годов Амударья и Сырдарья текут по территории нескольких государств.

 

БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» были сохранены по соглашению руководителей водных ведомств стран Центральной Азии в 1992-м. На следующий год этот порядок подтвердили, подписав соглашение, президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Для совершенствования системы управления водой в бассейне Аральского моря президенты договорились создать новые межгосударственные структуры – Международный фонд спасения Арала (МФСА), Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК) и Научно-информационный центр МКВК (НИЦ МКВК).

 

Заслуга Международного фонда спасения Арала с позиций зелёного роста – в подготовке программ действий в бассейне Аральского моря, поиск доноров для водных проектов, мониторинг за реализацией. Исполнительный комитет МФСА дислоцируется поочерёдно в странах-участницах соглашения. Его структура – НИЦ МКВК – находится в Ташкенте.

 

Все партнёры приходят к пониманию, что действующая коричневая модель ограничивает возможности устойчивого дальнейшего развития. Но ещё много предстоит потрудиться, чтобы «понимание» привело к реальным результатам, таким, как создание национальных и региональной информационных систем по водно-земельным ресурсам.

Преодолевая разногласия

 

Летом заметнее всего место воды в зелёном росте. Смотри на поле! Есть вода – оно радует глаз, нет – сохнет.

 

В природе формирование водных ресурсов неравномерно. В Узбекистане формируется не более 15 процентов от всех водных ресурсов Центральной Азии. Проживает здесь около половины населения региона и находится половина орошаемых земель. Примерно столько же составляет потребность в воде от всех ресурсов региона. В Узбекистане более развита промышленность по сравнению со странами верховий трансграничных рек – Таджикистаном и Кыргызстаном, где были построены основные водохранилища на Амударье и Сырдарье в советское время.

 

В чём корень проблемы? Сток рек колеблется. Случаются периоды маловодья и паводки. С помощью плотин и водохранилищ можно сгладить колебания. Однако произошедшие геополитические изменения привели к переменам. Приоритетом для стран верховий стала гидроэнергетика. Она – ключевой источник для развития народного хозяйства этих стран. Они заинтересованы в гидроэнергетическом режиме. Так, крупные водохранилища перешли на режим, который существовал до их создания. А это значит, возник искусственный дефицит летом.

 

Энергетика используется в коммерческих интересах. Как согласовать интересы энергетиков и аграриев? МКВК стремится согласовать режимы. На своих заседаниях утверждает лимиты и попуски. Но плотины находятся не у водников, а у энергетиков. И согласованные решения они выполняют не всегда. Тогда зелёное развитие оказывается под угрозой в самом прямом смысле.

 

Нынешний год нелёгок, как и другие маловодные. Дефицит воды в Сырдарье в 2013-м связан с накоплением воды в Токтогульском водохранилище и закрытием шлюзов. Джизакская и Голодная степи, Ферганская долина оказались в тяжёлой ситуации. В такой же сложной оказались и нижележащие территории Казахстана. Что делать? Казахстан находит компромиссное решение для открытия шлюзов Токтогула, но возникают проблемы и ниже по течению Сырдарьи. Три десятка насосных станций забирают воду из Кайраккумского водохранилища. Но и тут случается, что шлюзы закрывают без предупреждения, и тогда в узбекских и казахских каналах поутру вдруг пусто.

 

Взаимными обязательствами связаны все страны. Водники Центральной Азии гордятся, что за 20 лет не было особых конфликтов из-за воды. Но трения между ирригацией и энергетикой серьёзные, поэтому важно регулярно встречаться. В жарком июле члены МКВК в ограниченном составе собирались в Ташкенте для решения оперативных вопросов.

 

Очевидно, что многие оперативные и перспективные станет легче решать, когда все страны региона присоединятся к водной конвенции ООН. К ней уже присоединились Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Придёт время, когда присоединятся и страны верховий трансграничных рек.

Свой опыт

Чирчик – не такая крупная река как Сырдарья и Амударья, но тоже трансграничная. Берёт начало в горах Казахстана и Кыргызстана, впадает в Сырдарью. Верхнечирчикские гидротехнические сооружения стали первыми в регионе, где процесс регулирования воды был автоматизирован. Так здесь уже более десяти лет.

 

Ныне в бассейновом водохозяйственном объединении «Сырдарья» более десятка крупных гидроузлов автоматизированы. Что значит автоматизация? Каждые десять минут поступает оперативная информация. Раньше наблюдения проводились три раза сутки. Сейчас информация с датчиков поступает на компьютер, он управляет затворами, исходя из уровня воды. Оператор следит, чтобы не было сбоев, критических ситуаций. Автоматизация повышает достоверность данных. И водники ею делятся.

 

По региону в ведении БВО находится свыше двухсот гидротехнических сооружений, три крупных гидроузла на Сырдарье. Разброс объектов – тысяча километров. Будут автоматизированы – будет целостная картина.

 

Профессионалы из Глобального института зелёного развития, стремясь распространить лучший опыт «зелёного роста», накопленный в Корее, рассматривают создание информационной системы по водно-земельным ресурсам как центральноазиатский приоритет.

 

Шаг за шагом придёт понимание во всех странах, что зелёная экономика — это экономическая система, позволяющая обеспечить рост благосостояния людей и социальную справедливость, уменьшая при этом экологические риски и сокращая дефицит природных ресурсов.

LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
×
LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
Latest Posts
Adblock
detector